Стратегия пространственного развития
Публичный документ, определяющий основные направления пространственного развития города до 2030 года.
Зачем
Определение приоритетов, целей и задач пространственного развития территории
Формирование сценария приоритетного развития и согласование его с горожанами
Формирование перечня инструментов для достижения установленных целей
Выявление ограничений и угроз для достижения целей пространственного развития
Стратегия пространственного развития Ижевской агломерации сформирует комплексное видение того, какой эта территория будет к 2030, и определит ключевые приоритеты и этапы развития, ограничения и ресурсы, необходимые для достижения целей.
Шаги
1
Январь 2020 года
2
Январь 2020 года
4
Разработка пилотных проектов
Июнь 2021 года
5
Внесение изменений в генплан и ПЗЗ
Июнь 2021 года
Комплексный анализ
Первым этапом в создании Стратегии является комплексный анализ. Он включает в себя исследование всех аспектов городской жизни:
  • Существующей демографической ситуации и прогнозов ее развития,
  • Структуры экономики,
  • Состояния водно-природного каркаса,
  • Транспортной инфраструктуры,
  • Сложившегося функционального зонирования и жилой застройки,
  • Социальной и сервисной инфраструктуры,
  • Состояния промышленных территорий,
  • Ограничений использования территории.
Комплексный анализ включает в себя также анализ градостроительной документации, действующей для данной территории.
1 шаг 2 шаг 3 шаг
Разработка индекса
Это интерактивный аналитический инструмент, оценивающий расположение, достаточность и удобство для жителя следующих видов городской инфраструктуры: социальной, культурно-досуговой, коммерческой, рекреационной инфраструктуры и рабочих мест.
Индекс рассчитывается для различных категорий городской инфраструктуры по-разному:
  • Для школ и детских садов учитывается численность населения в ячейке, доступность школ и детских садов и количество мест в них.
  • Для поликлиник, спортивных объектов, коммерческой инфраструктуры и общественных пространств оценивается количество объектов, попавших в зону пешеходной доступности на расстоянии 1000 м от центра ячейки.
  • Для озелененных пространств вычисляется суммарная площадь зеленых зон, находящихся в пределах буфера радиусом 1000 м.
  • Для культурно-досуговой инфраструктуры и рабочих мест учитывается количество объектов, попавших в зону транспортной доступности — 15 минут на личном транспорте.
Полученная величина для каждой категории делится на классы от 0 до 5, затем полученные значения суммируются с учетом весов, определенных по результатам онлайн опроса.

В методику индекса заложена возможность обновления: при появлении новой инфраструктуры или изменении существующей демографической структуры и системы расселения оценка будет пересчитываться.
1 шаг → 2 шаг → 3 шаг
Разработка стратегии
Вы можете принять участие в разработке Стратегии Ижевск 2030 и определить, как будет развиваться наш город в ближайшие 10 лет, пройдя онлайн опрос.
1 шаг2 шаг → 3 шаг
Ижевск сегодня
Где мы живем и работаем
Высокая плотность населения в границах агломерации есть только в административных границах Ижевска. Его территория разделена на изолированные части железной дорогой, промышленными районами и рекой Иж. Как следствие, сложилась сложная структура городской застройки, в которой районы с многоквартирными домами чередуются с районами с низкой плотностью застройки: коттеджными поселками и дачами. Такая ситуация создает дополнительную нагрузку на транспортную и социальную инфраструктуру.
Городская застройка
На основе анализа данных мобильных операторов о местах концентрации абонентов в рабочее время можно сделать вывод, что большая часть жителей Ижевска работает в центре, а также на территориях обширных промышленных зон города: в центральном, северо-восточном, южном промышленных районах.
Рабочие места
Куда растет город
Особое наследие города — планировочная структура с регулярной сетью улиц, которая отражает характерный подход к пространственному развитию уральских «городов-заводов».
Обеспеченность жильем (количество квадратных метров на человека) жителей Ижевска — на низком уровне. По этому показателю город отстает от всех крупных — в Приволжском регионе, хотя темпы строительства нового жилья в последние годы выросли. Тем не менее, необходимо увеличивать не только объем строительства новых кварталов, но и уровень площади жилых помещений, на одного городского жителя.
Новые жилые кварталы
К 2030 году будет активно развиваться центральная часть города за счет активации пустующих пространств (промышленных предприятий, участков гаражных кооперативов).
Перезапуск пустующих пространств
Жилой площади на жителя в 2018
21,5 м²
Динамика общей площади вводимого жилья в г. Ижевске
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного городского жителя в городах — региональных центрах с численностью населения 500–750 тыс. чел. в 2018 г., м²
Жилой площади на жителя в 2025 согласно генплану
35 м²
Где учатся наши дети
В последние годы в Ижевске и Завьяловском районе наблюдается высокая загруженность школ и детских садов. В работе «Ижевск 2030: стратегия пространственного развития Ижевской агломерации» проблеме доступности образовательной инфраструктуры будет уделено особое внимание.
Более 76% населения Завьяловского района и более 48% населения Ижевска проживает вне зоны пешеходной доступности детских садов. В 2020—2022 годах на 12−13% вырастет количество детей дошкольного возраста, но после 2023 года численность дошкольников по прогнозу будет снижаться на 10−12% в год.
Детские сады
Сегодня более 41% населения Завьяловского района и более 30% населения Ижевска проживает вне зоны пешеходной доступности школы. Численность населения школьного возраста начиная с 2024 года будет медленно расти (около 10% в год), что к 2030 году может привести к еще большему росту загруженности школ.
Школы
Половозрастная пирамида населения 2019–2030 гг. (контурная линия — прогноз на 2030 г.)
Где мы гуляем
Несмотря на большую площадь городских лесов, 20% жителей Ижевска и 66% — Завьяловского района проживают вне зоны доступности зеленых общественных пространств. Сложившийся зеленый каркас территории является потенциалом для развития сети рекреационных зон.
Зеленый каркас
Реки вплетены в застройку города, что делает их привлекательными с точки зрения рекреационного использования жителями. В городе есть ряд городских инициатив, которые предлагают развитие водного каркаса. Городские реки могут стать не только благоустроенными общественными пространствами, но и выполнять функции «легких» города.
Водный каркас
Благоустроенные общественные пространства сконцентрированы в центре города. Общественные пространства в жилых районах, развиты слабо. Большинство из них нуждается в базовом благоустройстве, чтобы полноценно выполнять свои основные функции.
Куда едет город
Ижевск имеет развитую сеть общественного транспорта, покрывающую около 65% жилой застройки города. Тем не менее, пассажиропоток в течение последнего десятилетия неуклонно снижается. Из-за устаревшего подвижного состава, появления новых жилых кварталов без маршрутов общественного транспорта, низкого качества пешеходной инфраструктуры в городе люди все чаще выбирают личный транспорт для ежедневных поездок.
В результате, в городе увеличивается количество пробок, а парковочные пространства перегружены. В ближайшие годы уровень автомобилизации будет продолжать увеличиваться. Чтобы повысить качество перемещений по городу, необходимы системные меры, позволяющие увеличить привлекательность общественного транспорта и пешеходной инфраструктуры. В рамках работы над стратегией, тема общественного транспорта будет одной из приоритетных
Динамика пассажиропотока на душу населения в Ижевске
и уровень автомобилизации по Удмуртии, 2008–2019 гг.
Где мы тратим деньги
Коммерческая инфраструктура на территории Ижевска и Завьяловского района отличается низким разнообразием: более 50% представлено магазинами. Количество объектов, расположенных на территории Завьяловского района, невелико: жители района на своей территории могут обеспечить только основные ежедневные потребности, для всего остального они пользуются коммерческой инфраструктурой Ижевска.

Коммерческая инфраструктура на территории Ижевска и Завьяловского района отличается низким разнообразием: 55% объектов составляют магазины. 20% (или 613 объектов) — это рестораны и кафе, 15% — кинотеатры, клубы, театры, библиотеки и другие объекты досуга, 10% от всех объектов — различные виды услуг: салоны красоты, ремонтные, агентства недвижимости и пр.

Важно отметить, что жителям Завьяловского района на своей территории доступны в основном продуктовые магазины, для всего остального они пользуются коммерческой инфраструктурой Ижевска.
Природа или...?
Основные факторы, влияющие на состояние окружающей среды на территории Ижевской агломерации, это: растущий уровень загрязнения воздуха на фоне роста количества машин, негативное воздействие промышленности на состояние воздуха, воды, почвы и здоровья населения, высокий уровень замусоренности.
Значительная часть озелененных территорий Ижевской агломерации приходится на городские леса, расположенные на периферии. Однако текущий статус — «городской лес» — не позволяет проводить уход и благоустройство этих территорий, что приводит к выключению зеленых насаждений из городской жизни и их деградации.
Городские леса
23 городских реки составляют основу природного каркаса Ижевска, тем не менее их состояние критично. Главная причина загрязнения рек — прямой сброс отходов промышленности и коммунального хозяйства. Негативно на качество поверхностных вод влияет также высокий уровень замусоренности и заиливание водоемов и русел рек.
Реки
Оцени свой район
Новаторство работы состоит в разработке цифровой платформы, показывающей доступность для жителей основных объектов инфраструктуры. Она позволит объективно оценивать территории и определять наиболее перспективные для развития.
Единицы измерения — оценка ячейки территории 250 на 250 м или показатель индекса инфраструктурной обеспеченности конкретной территории.
Индекс инфраструктурной обеспеченности — это аналитический инструмент, оценивающий расположение, достаточность и удобство городской инфраструктуры для жителей Ижевска и Завьяловского района. Индекс позволяет одновременно выявить проблемные территории, требующие внимания, и определить приоритетные площадки развития, оценив, какие вложения потребуются для создания комфортной для жизни среды.
Распределение значений индекса на территории (график показывает сколько ячеек с определенным значением индекса есть на рассматриваемой территории (Ижевск и Завьяловский район), красные линии — среднее значение индекса для Ижевска и Завьяловского района).
Узнать подробнее о методике оценки
С помощью индекса инфраструктурной обеспеченности проанализирована территория Ижевской агломерации и выявлены территории с высоким уровнем доступности всех видов городской инфраструктуры, а также — с недостаточным уровнем. Так, на 70% территории Завьяловского района низкое обеспечение инфраструктурой — значение индекса не превышает 15 баллов при максимальных 33. В целом, максимальное значение индекса на территории района — 18.

Для территории Ижевска характерно значительное отличие в уровне обеспеченности инфраструктурой районов с индивидуальной и многоквартирной застройкой. Для первых качество жизни сравнимо с уровнем Завьяловского района, в то время как в кварталах многоквартирной застройки значения индекса — максимальны. Наиболее высокие значения индекса (более 30 баллов) — на территории центра города вдоль улиц Кирова, Пушкинской и Удмуртской, чуть ниже — в микрорайоне Аэропорт.
Обратная связь
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности