Стратегия пространственного развития Ижевской агломерации
Комплексный документ, фиксирующий цели и задачи развития для Ижевска и Завьяловского района на ближайшие 10 лет
Ижевск 2030 — это компактный город, функционирующий на основе сложившейся планировочной структуры, сбалансированного транспортного и экологического каркаса, базисом развития которого является существующий научно-образовательный и промышленный потенциал.
Город инженеров и новаторов, развивающийся в соответствии
со своими ценностями
Образ будущего
Заложенная в основу развития территории концепция 15-минутного города — это урбанистическое видение, в котором вся необходимая для жизни горожанина инфраструктура расположена в пешеходной и транспортной доступности радиусом 15 минут. Для пешехода этот радиус равен 1200 метрам.
15-минутная инфраструктурная доступность
Концепция развития
тыс. человек население
агломерации
716,2
Ижевская агломерация 2030
населения агломерации работают в Ижевске
34,5%
общая площадь агломерации
2208 км²
Предложения Стратегии охватывают территорию всей агломерации, вне зависимости от принадлежности к тому или иному муниципальному образованию. Объем и интенсивность предложений для каждой территории обоснованы индексом инфраструктуры беспеченности, выводами из аналитического отчета, а также существующими утвержденными проектами развития.

Центральным ядром агломерации является городской округ Ижевск. В периферийную зону агломерации, откуда значительная доля жителей (более 15%) ежедневно приезжает работать в Ижевск, входят 13 муниципальных образований Завьяловского района (сельские поселения Люкское, Вараксинское, Ягульское, Совхозное, Каменское, Шабердинское, Кияикское, Хохряковское, Октябрьское, Первомайское, Подшиваловское, Пироговское, Завьяловское), Чернушинское сельское поселение Якшур-Бодьинского района и Светлянское сельское поселение Воткинского района.

Принципы пространственного развития
все блоки Стратегии так или иначе построены на приведённых ниже принципах
  • Полицентричность
    Равномерное развитие нецентральных территорий Ижевска, создание доступных и привлекательных локальных центров, обеспеченных всеми функциями повседневного использования в 20 минутной пешеходной доступности.

    Горожанам не придется каждый день преодолевать большие расстояния, чтобы попасть на работу, сходить в кино, прогуляться по парку и вернуться домой.
  • Связность
    Создание в Ижевске физических, ментальных и визуальных связей, проходящих через городскую застройку, обладающих четкими границами улиц и маршрутов, улучшит общую связность и читаемость городской структуры, а также повысит доступность территорий.

    Реализация принципа поможет городу стать более удобным для перемещений в двух уровнях: между разными частями города и внутри отдельных микрорайонов.
  • Развитие с учётом природного и экологического каркаса города
    Зеленые и водные пространства соединяются в единую систему, пронизывают районы, для обеспечения доступа горожан к зеленым пространствам в пешей доступности и улучшая состояние окружающей среды города.

    Развитие экологического каркаса снижает антропогенное воздействие на окружающую среду, улучшает качество воздуха за счет проветривания территории, создает более комфортный микроклимат
  • Эффективное использование земельных ресурсов города
    Реновация старых промышленных территорий позволит освободить землю для размещения объектов других функций (жилая, деловая, культурная, научная, рекреационная)

    Реализация принципа позволит создать функционально разнообразную, непрерывную городскую среду, сместив вектор развития с расползания городской ткани на преобразование неиспользуемых территорий внутри города, сохраняя его архитектурно-градостроительный облик.
  • Смешанное использование территории
    Насыщение кварталов разнообразными функциями формирует запрос на создание, усиление транспортных связей, повышает доступность территорий города для жителей.

    Жилые кварталы в соседстве с административно-деловыми, социальными объектами, общественными пространствами — шаг к формированию комфортной и безопасной среды.
  • Приоретет общественного транспорта
    Развитие как общественного транспорта, так и альтернативных устойчивых видов передвижения, в том числе обеспечивающие микромобильность
Карты
Аналитический инструмент, оценивающий расположение, достаточность и удобство городской инфраструктуры для жителей агломерации. Карты с индексами позволяют одновременно выявить проблемные территории, требующие внимания.
А еще помогают определить приоритетные площадки развития, оценив, какие вложения потребуются для создания комфортной для жизни среды.
Видео, статьи, лекции, события
    Обратная связь
    Работа над Стратегией ведётся по поручению Главы Удмуртской Республики Александра Владимировича Бречалова.

    Оператором проекта является АНО «Центр территориального развития Удмуртской Республики» при поддержке Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.

    К разработке привлечены проектно-консалтинговая компания ООО «Новая Земля» и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
    КОНТАКТЫ